В сегодняшней статье рассмотрим особенности, выполнения маневров поворота и разворота на перекрестках, а также возможные наказания, за нарушение правил маневрирования.
Как часто во время движения по городу водители диву даются — какие маневры совершают некоторые автолюбители. Хоть сейчас снимай на видео да выкладывай в интернет с подписью: «А такое видали?». Сегодня подробно рассказывает об этом наш эксперт, преподаватель дисциплины «Основы законодательства в сфере дорожного движения» автошколы «Автопрофи» Вячеслав Литков.
При маневрировании, на перекрестках, одним из важных факторов, влияющих на выбор правильной траектории движения, является форма перекрестка, которая в свою очередь зависит от особенностей конструкции дорог, образующих данный перекресток.
Дорога может, включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии, вследствие этого, на перекрестке может быть одно или несколько пересечений проезжих частей. В свою очередь проезжая часть, это элемент дороги, предназначенных для движения безрельсовых транспортных средств, границей которой может быть тротуар, обочина, разделительная полоса или трамвайные пути.
Таким образом, если на дорогах образующих перекресток, отсутствуют разделительные полосы или трамвайные пути, то на таком перекрестке будет одно пересечение проезжих частей.
Однако если на одной из дорог присутствует разделительная полоса или трамвайные пути, то на таком перекрестке будет два пересечения проезжих частей (левый рисунок), а в случае если на двух дорогах, образующих перекресток, присутствуют разделительные полосы или трамвайные пути, на перекрестке будет четыре пересечения проезжих частей (правый рисунок).
В Правилах Дорожного Движения (Правилах) указано, что перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, т.е. недостаточно просто занять крайний ряд.
При повороте направо Правила, обязывают двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части, но при повороте налево и развороте, Правила не оговаривают в какую полосу данного направления нужно двигаться.
Однако при выполнении любого маневра на перекрестке необходимо соблюдать условие, указанное в пункте 8.6. Правил, «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения», а также учитывать требования пункта 9.1(1)Правил «На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой
1.1 | |
1.3 | |
1.11 |
прерывистая линия которой расположена слева»
Траектории движения на перекрестках с одним пересечением проезжих частей, соответствующие Правилам
Траектории движения, на перекрестках с одним пересечением проезжих частей, которые не соответствуют требованиям Правил
В случае поворота направо, по указанной траектории водитель оранжевого автомобиля, нарушает требование пункта 8.6 Правил, обязывающего при повороте направо двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Водитель зеленого автомобиля при повороте налево нарушает требование осуществлять поворот таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. В данном случае водителя зеленого автомобиля могут привлечь к ответственности по ст.12.ч.4 КоАП РФ, предусматривающий наложениеадминистративного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев
Разворот на перекрестках с одним пересечением проезжих частей можно осуществлять, как «малому», так и по «большому» радиусу, нарушений Правил в данном случае не будет, но иногда из-за небольшой площади перекрестка, выполнить разворот в пределах пересечения проезжих частей не возможно В данном случае у водителя зеленного автомобиля, будет выбор: двигаться по зеленной или красной траекториям движения. В случае движения по зеленой траектории действия водителя будут квалифицироваться по части 2 ст.12.16 КОАП РФ, с наказанием в виде штрафа 1000-1500 рублей. |
Если водитель выберет красную траекторию движения, то его действия классифицируются по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде штрафа 5000 рублей или лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.
Учитывая вышеизложенное, настоятельно рекомендуем перед началом маневра разворота, определиться с оптимальной траекторией движения, учитывая реальные размеры перекрестка.
Пример разворота без нарушений Правил, на перекрестке ул. Ионова – пер. Комиссаровский
Траектории маневров поворота или разворота, соответствующие требований Правил, на перекрестках с двумя пересечениями проезжих частей.
На перекрестках с двумя пересечениями проезжих частей правильным и безопасным будет разворот по «большому» радиусу, если Вы подъехали к перекрестку, по дороге с разделительной полосой, но если Вы подъехали к перекрестку по дороге без разделительной полосы, то можете развернуться как по «малому», так и по «большому» радиусу.
Траектории движения, на перекрестках с двумя пересечениями проезжих частей, которые не соответствуют требованиям Правил.
Водитель синего автомобиля нарушает требование двигаться ближе к правому краю проезжей части, при повороте направо.
Водитель зеленого автомобиля при повороте налево нарушает требование пункта 8.6 Правил, т.е. выезжая с пересечения проезжих частей попадает на «встречку» и в данном случае водителя могут наказать по части 4 ст.12.15 КоАП, т.е. штрафом 5000 рублей или 4-6 месяцев лишения права управления.
Пример поворота налево, без нарушений Правил, на перекрестке ул. Рабоче-Крестьянская – пр. Чернокозова
Выполнения маневров поворота или разворота, соответствующие требований Правил, на перекрестках с четырьмя пересечениями проезжих частей.
На перекрестках с четырьмя пересечениями проезжих частей, водители всегда должны осуществлять поворот налево и разворот объезжая центр перекрестка с правой стороны, неважно с какой стороны Вы подъезжаете к данному перекрестку. Таким образом, разворот должен осуществляться по «большому» радиусу, а при повороте налево, не разрешается «срезать угол».
Траектории движения, на перекрестках с четырьмя пересечениями проезжих частей, которые не соответствуют требованиям Правил.
В случае движения желтого и зеленного автомобилей по указанным траекториям, водители данным транспортных средств, будут привлекаться к ответственности по части 4 ст12.15 КоАП РФ, т.е. двигаясь по указанным траекториям можно лишиться права управления на 4-6 месяцев или заплатить штраф 5000 рублей.
Пример поворота и разворота, без нарушений Правил, на перекрестке ул. Ленина – пер. Донской.
В завершении сегодняшней статьи, хочется напомнить, что разворот на пешеходных переходах запрещен, и при наличии обозначенных пешеходных переходов на перекрестках, необходимо учитывать данный запрет.
Удачи на Дорогах!!!