История создания первой автошколы в России

История создания первой автошколы в России

 

Где воспитывали лучших шоферов России, как выглядели первые сборники правил дорожного движения и много других любопытных фактов.

Сегодня автошколы — оборудованы современной техникой, компьютерными классами. Ученики получают азы вождения в комфортных машинах в сопровождении профессиональных инструкторов. А с чего все начиналось? Об этом рассказывает наш эксперт, преподаватель дисциплины «Основы законодательства в сфере дорожного движения» автошколы«Автопрофи» Вячеслав Литков.

пдд рек.jpg

Автомобилизация в царской России началась с того, что Министр Императорского двора граф Фредерикс в 1901 году завел себе паровой экипаж французской фирмы Serpollet. Двор воспринял новость с нескрываемым удивлением. Пожалуй, только князь Орлов спокойно отнесся к причуде 63-летнего придворного. Он тоже держал автомобиль — бензиновый Delaunay-Belleville — и поэтому легко мог понять министра-автолюбителя.

Князь, очарованный скоростью автомобиля и восхищенный полетом технической мысли его создателей, решил приобщить к своему увлечению императора.

Царь был заинтригован, и захотел сам прокатиться на «этой керосиновой вещи «. После первой же его поездки вокруг площади Николай пригласил Царицу присоединиться к ним. С этого времени Князь стал личным «шофером» Императора и возил Царя почти каждый день.
По рассказам Генерал-лейтенанта А.А. Моссолова, управляющего делами Императорского Двора в период с 1900 по 1917 год, князь Владимир Орлов был первым кто приехал в 1903 году к Александровскому дворцу на «очень шикарном автомобиле». Он предложил Их Величествам совершить несколько поездок на моторе, которым управлял сам.

Опасаясь за жизнь Царя, Князь Орлов всегда управлял автомобилем сам и никогда не доверял управление автомобилем с пассажирами Императорской семьи простому шоферу
9 июня 1905 года Николай II записал в своем дневнике: «В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село».

Это продолжалось до тех пор пока, Министр Императорского двора граф Фредерикс не спросил Царя, что не хотел бы он приобрести себе автомобиль. Царь сразу же ответил: «Да, конечно! Мы злоупотребляем добротой Орлова, и это становится невежливым. Просите, чтобы князь Орлов выбрал для нас автомобиль, ведь он может сделать это лучше чем любой профессионал».

Так, в 1905 году более чем через два года после первой поездки Царя на автомобиле, князь Орлов выбирает ему французский автомобиль Делоне-Бельвилль. С этого момента начинается настоящая любовь Императора к своим автомобилям.

Императорский Дом в 1905 году закупает 2 новых автомобиля Делоне-Бельвилль, истратив на покупку 18 400 рублей на (184000 $).

Сразу после этого в Царском Селе, начинается строительство Императорского гаража. Место расположения гаража было выбрано не случайно – недалеко от личного императорского конвоя, железнодорожного вокзала и в непосредственной близости от Александровского дворца, его любимой резиденции.

 

Буквально с середины 1906 года начинает действовать в этом здании первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов». Количество Императорских автомобилей быстро росло, и для управления и обслуживания этих автомобилей естественно требовались квалифицированные водители.

К 1908 году штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся до восьмидесяти. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга.

 

Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.
Дело расширялось. Императорский гараж с его почти полусотней первоклассных машин являлся, выражаясь современным языком, самым крупным автотранспортным предприятием тогдашней России. Все его машины подразделялись на несколько разрядов. К высшему относились так называемые императорские — очень дорогие и комфортабельные даже для того времени, когда автомобиль считался роскошью, доступной лишь по-настоящему богатым. Так, «Руссо-Балт» модели С 24-40 стоил 7500 рублей. Преподаватель гимназии получал в месяц сто рублей. Квалифицированный автомеханик мог заработать до двухсот.

Автомобили Императорского гаража были в основном иностранного производства и естественно плохо были приспособлены для эксплуатации в России. Императорская Школа Шоферов должна была учить своих воспитанников не только управлять автомобилем, но и быть способными к техническому обслуживанию и ремонту своих автомобилей, в том числе и двигателей. Фактически в России до 1905 года никто не мог делать этого!

По сути дела Школа шоферов готовила специалистов широкого профиля – водителей высшего класса и хороших механиков.

Большое внимание уделялось устройству автомобиля, его техническому обслуживанию. Естественно учеников после прохождения теоретического курса, а в него входило в основном изучение материальной части автомобиля, ждал не блестящий «Мерседес» или «Роллс-Ройс», а долгая практика в ремонтных боксах, как сейчас сказали бы «в яме».

 
Один из плакатов по устройству автомобиля того времени.

Правила дорожного движения изучались тоже, но не надо забывать, что это было на заре автомобилизма и правила были намного менее насыщены дорожными знаками, ни о какой разметке не было и речи, не говоря уже о светофорах и прочих средствах регулирования и «дисциплинарного» воздействия.

В начале ХХ века в России существовали «Общие правила движения автомобилей и экипажей», они состояли всего из пяти пунктов, но уже в 1912 к ним были добавлены «Технические правила о движении автомобилей», в них было уже 20 параграфов.

 

Государственная автомобильная инспекция была создана на много позже и роль регулирования движения, выдачи свидетельств на право управления транспортным средством, контроля за водителями, и техническим состоянием автомобилей брали на себя автомобильные дружины, клубы и общества.

                      
Международное «водительское удостоверение» выданное Императорским Российским автомобильным обществом.
Город Рига, 1912 год.

Любопытно, что в то время радиатор системы охлаждения назывался холодильником (сейчас холодильник больше ассоциируется с кондиционером), а КПП назывался алюминиевым ящиком, причем в нем был и дифференциал (задний мост с главной передачей и дифференциалом еще не был изобретен). Привод на ведущие колеса осуществлялся, как видно на плакате, посредством цепной передачи. Вместо фрикционного ведомого диска сцепления использовался фрикционная конусная муфта, ну о тормоза, которые имеются на современных автомобилях, можно было только мечтать.

Большинство автомобилей Императорского гаража были полностью открытыми, и могли представлять опасность для Царя или членов его семейства, в случае нападения со стороны террористов. Водитель, естественно быть обязан, предусматривать и избегать любых потенциальных угроз для своих пассажиров и должен был обеспечить их безопасность от потенциального убийцы.

Урок был изучен однажды, когда Профессор Джиллиард и Царевич были вынуждены стоять в пробке на улицах Санкт-Петербурга в открытом автомобиле. Когда люди на улице увидели, что в автомобиле сидит Наследник Трона, то только мастерство шофера, сумевшего быстро исчезнуть с опасного места, смогло предупредить опасность быть раздавленными сотнями людей, сразу столпившимися посмотреть на Наследника.

Царевич Алексей был, очевидно, самым юным автомобилистом России и несомненно обучали его опытные инструкторы Императорской школы шоферов.

 
Уже в 1910 году Наследник примерялся к машине «Делоне-Бельвиль» из гаража отца.

Вскоре Алексей научился отлично водить автомобиль и к Рождеству 1914 года получил в подарок маленькую машину «Пежо-Бебе». На своем «Пежо» Царевич ездил по дорожкам Александровского парка и по коридорам Александровского дворца (!!!), для этого во дворце были сооружены специальные эстакады с довольно крутыми спусками и подъемами. Интересная деталь — на радиаторе этого «Пежо» была установлена звезда от автомобиля «Мерседес».

 


Во время празднования 300-летнего юбилея Династии Романовых — 
императорские водители подают роскошные автомобили «Делоне-Бельвиль». 

В то время очень мало было соответствующим образом обученных Шоферов в Европе, тем более в России, обладающими такими навыками не только управления автомобилем, но и телохранителей в одном лице.

Через пять лет, к 1912 году, штат Императорского Гаража разросся до восьмидесяти. Естественно, водители хорошо вознаграждались за свое мастерство, зарабатывая вдвое больше средней платы рабочего, в дополнение к тому что они имели полный пансион в Императорском Гараже (жилье и питание для всей семьи за счет Дворцового управления).

15 мая 1914 года Князь Орлов писал Царю:
«Жалованья рабочих гаража теперь следующие: шоферы Императорских автомобилей получают 90-100 рублей (900$-1000$) и другие рабочие 50-80 ($500-800) рублей месяц. Но Ваше Высочество должно знать о факте, что даже в частных компаниях это стоит намного больше. Хозяева, которые держат водителей, не говорят ничего относительно прибыли, которую получают от различных видов перевозок материала, они снабжены всем что является обычно мало полезным рабочим гаража, которые живут там. Работу в гараже нельзя назвать легкой — она не останавливается даже в отпуске, и они часто должны работать последние часы ночами и даже в течение ночей, чтобы вовремя закончить текущий ремонт, чтобы обеспечить Их Величества и их Двор автомобилями.
…Заработная плата, которую шоферы, рабочие и мойщики получают (у последних доходит до 25 рублей (250 $) в месяц) нисколько не высоки и это не поощряет их ценить свои рабочие места, как мы очень желали бы. К сожалению, многие из них уходят, что ужасно сказывается относительно работы всего гаража в целом. Я предлагаю, для того, чтобы успешно управлять предприятием в целом, необходимо установить хорошие отношения между высшими и низшими классами рабочих…»

По примеру «Императорской Школы Шофферов» (так, с двумя буквами «Ф» в то время писали это слово) создавались и другие российские автошколы. Обычно обучением водителей и механиков занимались гаражи при автомобильных клубах и коммерческих организациях. Самая знаменитая школа шоферов в Санкт-Петербурге была организована в 1910 году при первых «Санкт-Петербургских Политехнических Курсах», так называемый «Первый Техникум», находился на Большой Ружейной улице, дом 6 и вскоре он получил название «Аутотехникум».

     

В 1913 году обучением водителей в Санкт-Петербурге занимались и другие организации — «Курсы шоферов» при «Русском Автомобильном Заводе И. И. Пузырева» и «Классы шоферов» при «Семеновском» и «Крестовском» гаражах и при гараже Г. Рейса.

Императорская школа шоферов, начав свою деятельность в начале 1907 года, просуществовала до февральской революции 1917 года.

Самое удивительное, что здание первой школы шоферов в России, до сих пор не изменило радикально свое первичное предназначение. После революции 1917 года в нем на первом этаже размещался небольшой мотороремонтный завод на втором — жилые комнаты для служащих. После Великой отечественной войны в нем разместилась кафедра автомобилей и тракторов Ленинградского сельскохозяйственного института, потом военная кафедра.

В настоящее время совместными усилиями Санкт-Петербургского Государственного аграрного университета (так сейчас называется институт) и Царскосельского автомобильно-спортивного клуба разработан план воссоздания Императорского гаража, а в этом здании намечено создание школы высшего водительского мастерства, современной станции технического обслуживания автомобилей и тюнингового ателье.

Read more: http://kvu.su/news/society/istoriya_sozdaniya_pervoy_avtoshkoly_v_rossii/#ixzz5iF63gMqE

1 комментарий для “История создания первой автошколы в России

Обсуждение закрыто.