История создания первой автошколы в России

История создания первой автошколы в России

 

Где воспитывали лучших шоферов России, как выглядели первые сборники правил дорожного движения и много других любопытных фактов.

Сегодня автошколы — оборудованы современной техникой, компьютерными классами. Ученики получают азы вождения в комфортных машинах в сопровождении профессиональных инструкторов. А с чего все начиналось? Об этом рассказывает наш эксперт, преподаватель дисциплины «Основы законодательства в сфере дорожного движения» автошколы«Автопрофи» Вячеслав Литков.

пдд рек.jpg

Автомобилизация в царской России началась с того, что Министр Императорского двора граф Фредерикс в 1901 году завел себе паровой экипаж французской фирмы Serpollet. Двор воспринял новость с нескрываемым удивлением. Пожалуй, только князь Орлов спокойно отнесся к причуде 63-летнего придворного. Он тоже держал автомобиль — бензиновый Delaunay-Belleville — и поэтому легко мог понять министра-автолюбителя.

Князь, очарованный скоростью автомобиля и восхищенный полетом технической мысли его создателей, решил приобщить к своему увлечению императора.

Царь был заинтригован, и захотел сам прокатиться на «этой керосиновой вещи «. После первой же его поездки вокруг площади Николай пригласил Царицу присоединиться к ним. С этого времени Князь стал личным «шофером» Императора и возил Царя почти каждый день.
По рассказам Генерал-лейтенанта А.А. Моссолова, управляющего делами Императорского Двора в период с 1900 по 1917 год, князь Владимир Орлов был первым кто приехал в 1903 году к Александровскому дворцу на «очень шикарном автомобиле». Он предложил Их Величествам совершить несколько поездок на моторе, которым управлял сам.

Опасаясь за жизнь Царя, Князь Орлов всегда управлял автомобилем сам и никогда не доверял управление автомобилем с пассажирами Императорской семьи простому шоферу
9 июня 1905 года Николай II записал в своем дневнике: «В 3 часа отправились на моторе Орлова в Гатчину через Красное Село».

Это продолжалось до тех пор пока, Министр Императорского двора граф Фредерикс не спросил Царя, что не хотел бы он приобрести себе автомобиль. Царь сразу же ответил: «Да, конечно! Мы злоупотребляем добротой Орлова, и это становится невежливым. Просите, чтобы князь Орлов выбрал для нас автомобиль, ведь он может сделать это лучше чем любой профессионал».

Так, в 1905 году более чем через два года после первой поездки Царя на автомобиле, князь Орлов выбирает ему французский автомобиль Делоне-Бельвилль. С этого момента начинается настоящая любовь Императора к своим автомобилям.

Императорский Дом в 1905 году закупает 2 новых автомобиля Делоне-Бельвилль, истратив на покупку 18 400 рублей на (184000 $).

Сразу после этого в Царском Селе, начинается строительство Императорского гаража. Место расположения гаража было выбрано не случайно – недалеко от личного императорского конвоя, железнодорожного вокзала и в непосредственной близости от Александровского дворца, его любимой резиденции.

 

Буквально с середины 1906 года начинает действовать в этом здании первая в России автошкола – «Императорская школа шоферов». Количество Императорских автомобилей быстро росло, и для управления и обслуживания этих автомобилей естественно требовались квалифицированные водители.

К 1908 году штат Царскосельского гаража насчитывал 26 человек, а через пять лет разросся до восьмидесяти. Это были лучшие шоферы и специалисты Петербурга.

 

Им платили весьма приличные деньги и выдавали казенную форму.
Дело расширялось. Императорский гараж с его почти полусотней первоклассных машин являлся, выражаясь современным языком, самым крупным автотранспортным предприятием тогдашней России. Все его машины подразделялись на несколько разрядов. К высшему относились так называемые императорские — очень дорогие и комфортабельные даже для того времени, когда автомобиль считался роскошью, доступной лишь по-настоящему богатым. Так, «Руссо-Балт» модели С 24-40 стоил 7500 рублей. Преподаватель гимназии получал в месяц сто рублей. Квалифицированный автомеханик мог заработать до двухсот.

Автомобили Императорского гаража были в основном иностранного производства и естественно плохо были приспособлены для эксплуатации в России. Императорская Школа Шоферов должна была учить своих воспитанников не только управлять автомобилем, но и быть способными к техническому обслуживанию и ремонту своих автомобилей, в том числе и двигателей. Фактически в России до 1905 года никто не мог делать этого!

По сути дела Школа шоферов готовила специалистов широкого профиля – водителей высшего класса и хороших механиков.

Большое внимание уделялось устройству автомобиля, его техническому обслуживанию. Естественно учеников после прохождения теоретического курса, а в него входило в основном изучение материальной части автомобиля, ждал не блестящий «Мерседес» или «Роллс-Ройс», а долгая практика в ремонтных боксах, как сейчас сказали бы «в яме».

 
Один из плакатов по устройству автомобиля того времени.

Правила дорожного движения изучались тоже, но не надо забывать, что это было на заре автомобилизма и правила были намного менее насыщены дорожными знаками, ни о какой разметке не было и речи, не говоря уже о светофорах и прочих средствах регулирования и «дисциплинарного» воздействия.

В начале ХХ века в России существовали «Общие правила движения автомобилей и экипажей», они состояли всего из пяти пунктов, но уже в 1912 к ним были добавлены «Технические правила о движении автомобилей», в них было уже 20 параграфов.

 

Государственная автомобильная инспекция была создана на много позже и роль регулирования движения, выдачи свидетельств на право управления транспортным средством, контроля за водителями, и техническим состоянием автомобилей брали на себя автомобильные дружины, клубы и общества.